Версия для слабовидящих
Общая информация
Предотвращение травматизма

Ребенок может получить травму где угодно – дома, на улице, в детском саду или во время занятий спортом. Задача взрослых – организовать помощь, а в идеале – постараться предупредить опасные ситуации. 

Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в период выходных дней и на каникулах. В этот период взрослым тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей. На самом деле, большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей.

 Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы не редкость.

 Детский травматизм условно можно разделить на пять типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму:

  • бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);
  • уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспортом)
  • спортивный.
  • травматизм в учебном заведении (Профилактика травматизма в детском саду)

Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случаев — невнимательность родителей, которые не только бросают ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п.

Зачастую дети не осознают угрозы, которую несет в себе электросетевое оборудование, и могут попасть в беду. Главное управление МЧС России по Ивановской области обращается к родителям с настоятельной просьбой напомнить детям об опасности электрического тока и повторить с ними правила безопасного пользования электроприборами.

Первое с чего следует начать, внимательно осмотреть свое жилище и постараться убрать всю легкодоступную проводку.

Старайтесь не оставлять включенными в сеть, особенно в ванной комнате различные бытовые приборы – фен, бритву, стайлер, стиральную машину и другие, которые могут заинтересовать вашего малыша.

Не стоит забывать об электрических розетках, именно они обычно вызывают большой интерес у детей. Если они в вашей квартире расположены на досягаемом ребенком уровне, обязательно обзаведитесь специальными заглушками и плотно закрывайте каждую розетку и тем самым обеспечьте безопасность ребенка в доме.

Необходимо, чтобы у детей согласно их возрасту имелись знания о том, откуда и как поступает электрический ток в доме, какие опасности скрывают привычные электробытовые приборы, к чему может привести неосторожное обращение с ними и какие правила нужно соблюдать, чтобы не допустить случаев электротравматизма или пожара. 

Трансформаторная будка не игрушка. Скажите ребенку, что ее нужно обходить стороной. Нельзя играть вблизи проводов и высоковольтных линий.

Соблюдение вышеназванных правил поможет избежать трагедии, к которой может привести любознательность или незнание детей. Однако стоит детям объяснить и правила их поведения при пожаре. В частности, ни в коем случае возгорания, возникшие из-за проблем с электрическими приборами нельзя тушить с помощью воды.

Правила поведения на водоемах в зимний период

1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2.При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя.
4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне.
5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
8. Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее. Бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда более 10 см, а под снегом - 3 см.
9. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
10. Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
11. Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.

Профилактика травматизма

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности.

Как снизить вероятность травм у детей

  • Обеспечить контроль за деятельностью ребенка, поощрять самостоятельность под ненавязчивым присмотром взрослых.
  • Беседовать с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («нельзя!», «не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает, поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»).
  • Следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок («упадешь!» «ударишься!»). Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: «Смотри под ноги», «Будь внимателен!».
  • Формировать у ребенка чувство ответственности за свои действия.
  • Развивать ловкость, гибкость, быстроту, координацию, общую и мелкую моторику.
  • Обеспечить правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост, гармоничное физическое и психомоторное развитие.

Как обеспечить безопасность дома

  • Стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов, а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить стекло при прямом ударе, при сильном открывании или закрывании.
  • Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников.
  • Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой.
  • Все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству
  • Дошкольников (5-6 лет) нужно постепенно знакомить с правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки). Самостоятельно (без контроля взрослых) ребенок пользоваться электроприборами пока не может.
  • На балконе и у открытых окон ребенок может находиться только под присмотром взрослого. Не используйте защитные сетки без соответствующей защиты – ребенок может опереться на них и выпасть из окна.
  • Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки, вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить. Острые углы мебели должны быть прикрыты мягкими накладками.
  • Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно (пища может «попасть не в то горло»). Во время еды недопустимы шалости и игры!
  • Все лекарственные препараты, в том числе такие «безобидные» как йод, зеленка, должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате.
  • Средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа.
  • Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны быть доступны ребенку.
  • Алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах.

На улице и во дворе

  • Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых.
  • Ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть, до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей).
  • Следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от «зебры» нет движущихся автомобилей. Родители должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение.
  • В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле). Рекомендуется, чтобы во время поездки ребенок находился на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить малышу значимость средств безопасности (кресло, ремень, подушка безопасности) для защиты от транспортных травм.

Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: